Семинар-практикум для педагогов в ОО. «Использование образовательной робототехники на уроках и во внеурочное время».

В декабре 2016 года учителя Печоры были погружены в новую область знаний – Образовательная робототехника.

15.12.2016 на базе МОУ «СОШ № 9» прошел семинар для заместителей директоров и учителей МР «Печора» по теме «Использование образовательной робототехники на уроках и во внеурочное время». Цель данного семинара – поделиться опытом внедрения и преподавания образовательной робототехники учителями школы.

План проведения семинара:

Время Мероприятие Ответственный
14.30

Актовый зал

1.      Встреча участников семинара.

2.      Открытие семинара. Визитка школы.

Директор школы Семенова В.И., руководитель ОМП Тырина Лилия Владимировна
14.45-15.30

Кабинет 29

Мастер – класс «Соревновательный момент на занятиях во внеурочное время» Тырина Л.В., учитель информатики и ИКТ
14.45-15.30

Кабинет 36

Мастер – класс «Робототехника в начальной школе» Нагаева Ирина Викторовна
15.35 – 15.50

Актовый зал

Использование образовательного конструктора на уроках физики Стаховская Инна Викторовна, учитель физики
15.50 – 16.15

 

Мастер класс «Использование образовательного конструктора на уроках технологии» Асланов Сергей Анатольевич, учитель технологии
16.15 – 16.25

 

Использование обучающего конструктора в обучении. Руководитель ОМП Тырина Л.В.
16.25-16.30 Рефлексия Руководитель ОМП Тырина Л.В.

Учителями школы: Стаховской И.В., Нагаевой И.В., Аслановым С.А., Тыриной Л.В. были показаны мастер – классы по использованию образовательного конструктора при обучении учащихся.

Стаховская Инна Викторовна, учитель физики, поделилась опытом использования образовательного конструктора на уроках физики при изучении отдельных тем. В процессе выступления учителем был продемонстрирован видеоролик с фрагментом урока. Для более наглядного представления участникам семинара было предложено самим проделать часть лабораторной работы по теме «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости» с использованием робототехнического конструктора. В результате такого погружения все участники смогли понять все положительные моменты использования такой практики на уроках.

Нагаева Ирина Викторовна, учитель начальных классов, провела мастер – класс «Робототехника в начальной школе». Цель занятия: поделиться опытом и продемонстрировать развитие воображения и творческих способностей, коммуникативных качеств, и познавательного интереса учащихся при работе с образовательным конструктором «ПервоРобот LEGO WeDo» при изучении темы «Робозоопарк». На данном занятии участники семинара создавали и программировали модель «Обезьяны-барабанщицы» для выполнения определенных действий. Все участники с заданием справились и оставили положительные отзывы по мастер-классу.

Тырина Л.В., учитель информатики и ИКТ, по теме: «Соревновательный момент на занятиях во внеурочное время» показала, какую роль в развитии познавательного интереса к изучению робототехники играет состязание. Участники мастер – класса запрограммировали роботов и провели небольшие состязания по разворачиванию космической станции на Марсе.

На мастер – классе: «Использование образовательного конструктора на уроках технологии» Асланов Сергей Анатольевич, учитель технологии, продемонстрировал развитие конструкторских, творческих, инженерных способностей учащихся на уроках технологии. Участники мастер – класса смогли попробовать на себе такие профессии как: сборщик, конструктор, мастер цеха. А затем поделились впечатлениями о своих возможностях в данном роде деятельности.

Семинар имел практическую направленность. Все участники семинара погрузились в практическую деятельность проводимых учителями мастер – классов. Также, была отмечена огромная значимость проделанной учителя работы. По заключению была проведена рефлексия. Каждому участнику предложили взять балку из «Лего конструктора» для определения степени удовлетворенности полученных знаний следующим образом: предложили взять длинную балку, если участник согласен, что через игру с использованием образовательного конструктора в урочной и внеурочной деятельности можно развить познавательный интерес к предмету; взять среднюю балку, если еще не уверен в этом; короткую – если категорично отрицает использовать конструктор для определения степени удовлетворённости. В результате выстроенного моста мы увидели, что почти все участники выбрали длинные балки и импровизированный мост между словами ФГОС и ИГРА был построен. Только 2 участника семинара пока на перепутье. Цель семинара достигнута. Все занятия получили положительный отзыв.

Опыт преподавателей объединен в брошюре, изданной ОМП «Использование образовательной робототехники в урочное и внеурочное время» на базе МОУ «СОШ № 9». В данную брошюру вошли методические рекомендации тех, кто активно внедряет новое направление в образовании «Робототехника». Учителя физики, информатики, технологии, начальных классов, а так же воспитатели детского сада г. Печоры поделились своим опытом по использованию образовательного конструктора для развития познавательного интереса к предмету, формирования компетенций в области конструирования, программирования, исследовательской деятельности, развития профильного и предпрофильного обучения. Теоретические аспекты по Робототехнике подготовила руководитель муниципальной ОМП г. Печора на базе МОУ «СОШ № 9» Тырина Л. В..

Семинар –практикум по теме «Hello, Robot!»

16 и 17 декабря, также на базе МОУ «СОШ № 9» прошел обучающий семинар по теме «Основы робототехники: подготовка к соревнованиям «Hello, Robot!» для учителей обучающих основам Робототехники. Семинар провел Ольшанов В.В., заведующий центром робототехники ГОУДПО «КРИРО».

В рамках семинара участники познакомились с программой соревнований, а также участвовали в практикуме по конструированию и программированию роботов для соревнований «Hello, Robot!». Серия соревновательных и образовательных мероприятий под названием «Hello, Robot!», была создана Программой «Робототехника» с целью вовлечения новых участников в комплекс учебно-тренировочных и спортивных мероприятий Всероссийской Программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России».

Образовательный модуль посвящен подготовке потенциальных и начинающих преподавателей образовательной робототехники (в школах, кружках дополнительного образования, центрах технического творчества) к ведению занятий с детьми и подготовке их к участию в первой ступени соревнований.

Полученные на семинаре знания помогли участникам повысить свой профессиональный уровень в данном направлении.

В первый день семинара было знакомство с категорией для младших школьников от 9-10 лет в соревнованиях «Шорт-трек» и «Чертежник».

Целью робота в соревнованиях: 1) «Чертежник» стало проехать по полю, начертив рисунок из N отрезков с помощью закрепленного маркера; 2) «Шорт – трек» – за минимальное время проехать по линии N определённое количество полных кругов.

Ольшанов В. В. очень подробно рассказал об условиях и правилах соревнований, а так же предложил простейшую конструкцию робота для этих соревнований. Все учителя активно включились в работу, и к концу дня были проведены небольшие состязания по скорости движения в соревнованиях «Шорт-трек». Работа с «Лего конструктором»  настолько увлекла всех, что часы работы пролетели незаметно. Расходились все с огромным чувством удовлетворения полученных знаний.

Второй день семинара оказался не из легких, так как задачи для старшей группы были более сложные. Сложность состоит как в конструировании самого робота для решения задач, так и в программировании.

Слушателям били предложены два соревнования: «Сортировщик», цель которого – за наиболее короткое время возможность робота произвести сортировку цветных цилиндров, размещая их в определенные зоны, и «Траектория – Квест» – за наиболее короткое время робот должен, двигаясь по линии траектории добраться от места старта до места финиша. линии, перекрестки, повороты на 90 градусов, произвольные прерывистые элементы.

Второй день семинара продлился намного дольше. Участники семинара активно обсуждали строения роботов для каждого вида соревнований, и набрасывали подпрограммы для реализации задач робота на соревнованиях.

По мнению участников семинара – 2 дня для разбора и обучения подготовки к таким соревнованиям – это очень мало, но полученные знания пригодятся для работы с учащимися.

 

Руководитель муниципальной ОМП на базе МОУ «СОШ № 9» Тырина Лилия Владимировна .